Подрастая, ребенок начинает пользоваться словом, выражая мысли, чувства, состояния души. Но все возможности слова открываются для него только по мере взросления. Маленькому ребенку очень трудно выразить свои чувства через речь, он пока еще не умеет рассказать о своих страхах, переживаниях. Но, тем не менее, дети говорят об этом, говорят через свое поведение: стеснительность, замкнутость, заикание, энурез, раздражительность, да, собственно, через любое свое действие, поступок или творчество. Рисунки, поделки отражают бессознательное представление ребенка о собственном теле. Этот образ – это первый опыт самоощущения человека.

И это очень важно — говорить с ребенком, означивать его чувства и эмоции, раскрывать их, и тем самым способствовать его встраиванию в социальную жизнь, определению своего места.

Разговор с ребенком

«О ребенке говорят много, но с ним не говорят»

Ф.Дольто

 

Однажды мне довелось услышать разговор мамы с сыном 5-6 лет.

— Мама, когда к нам приходит Нина Ивановна, я хочу стать динозавром.

— Тебе не надо быть динозавром, ты уже родился человеком, ты уже человек. А динозавров ты можешь рисовать, раскрашивать, лепить, — отвечает ему мама.

Что произошло в диалоге?

Ребенок означивает свое желание, мама — дает совет сыну с тем, как ему поступить и что нужно делать. Но появляется множество вопросов, которые хотелось бы задать мальчику: «Почему ребенок хочет стать динозавром, когда приходит Нина Ивановна? Кто такие для него динозавры? Что значит для него „быть динозавром?“. С мальчиком что-то происходит, когда приходит Нина Ивановна. Возможно, у него появляется чувство тревоги, страха, потребность защититься, совершив акт нападения?

 

Человек – это, прежде всего «говорящее существо», даже если он младенец, еще не умеющий произнести ни слова. Совсем маленький ребенок стремится насытиться речью не меньше, чем молоком матери, он впитывает звуки, слова, наполняется ими.

Ребенок воспринимает мир при помощи зрения, осязания, обоняния, вкуса, но только обращенное к нему слово дает ребенку возможность почувствовать себя частью человеческого рода.

Речь вводит ребенка в человеческое общество – и одновременно позволяет ему почувствовать себя отдельным существом, обозначить свое отличие от другого человека, от матери.

Подрастая, ребенок начинает пользоваться словом, выражая мысли, чувства, состояния души. Но все возможности слова открываются для него только по мере взросления. Маленькому ребенку очень трудно выразить свои чувства через речь, он пока еще не умеет рассказать о своих страхах, переживаниях. Но, тем не менее, дети говорят об этом, говорят через свое поведение: стеснительность, замкнутость, заикание, энурез, раздражительность, да, собственно, через любое свое действие, поступок или творчество. Рисунки, поделки отражают бессознательное представление ребенка о собственном теле. Этот образ – это первый опыт самоощущения человека.

И это очень важно — говорить с ребенком, означивать его чувства и эмоции, раскрывать их, и тем самым способствовать его встраиванию в социальную жизнь, определению своего места.

 

А что говорит Ваш ребенок?

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...